• Телефон горячей линии центра: 8 (904) 933 06 83 / 8 (3519) 30 02 22
  • uszn91_kcson_o@minsoc74.ru
Главная »  НОВОСТИ »  Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания» Орджоникидзевского района г. Магнитогорска реализует проект «Семейная площадка: благополучное детство».

[Версия для печати]

В рамках проекта «Семейная площадка: благополучное детство», проводится диагностическое исследование в три этапа: первичное, промежуточное, итоговое, сформулированный состав целевых групп с целью диагностики профилактики семейного неблагополучия.

Выборку исследования составили 71 семья, 95 детей из образовательных учреждений г. Магнитогорска.

Исследование проводилось с помощью опросника «Школа семейной адаптации и сплоченности», опросника «Взаимодействие родителя с ребенком», опросник «Анализ семейных взаимоотношений».

Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» позволяет изучить: степень семейной сплоченности; степень семейной адаптации; причины возникновения неблагоприятной обстановки; нарушение процессов взаимодействия между членами семьи.

Самооценочный опросник спроектирован таким образом, что позволяет установить, как родственники в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть. Расхождением между реальным восприятием и идеальным определяет степень удовлетворенности существующей семейной системы: и чем оно больше, тем недовольство выше. Идеал дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которое хотел бы осуществить каждый испытуемый.

Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком»

В опроснике «Взаимодействие родитель—ребенок» для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал.

1. Нетребовательность —требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от

ребенка.

2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3. Автономность — контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителя, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может

восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях

родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7. Несогласие—согласие между ребенком и родителем. Эта шкала

тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника —детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только

по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

8. Непоследовательность — последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

9. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила их влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале. 10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, которые оказались некорректными для детей этого возраста и заменены две шкалы опросника. Вместо шкал несогласие— согласие и авторитетность родителя (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы: 7-я — тревожность за ребенка; 9-я — воспитательная конфронтация в семье.

Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.

Дополнительная двадцать первая шкала построена А.Л. Лихтарниковым и измеряет асоциальность отношений в семье. Высокие значения шкалы асоциальных отношений в семье получают конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями и между родителями и ребенком, родители не знают, чем ребенок занят и не доверяют ему, предоставляют его самому себе, иногда несправедливо наказывают, манипулируют им, настраивая ребенка против другого супруга. Эта шкала могла бы быть иначе названа шкалой простых жестоких игр.

В результате обследования с помощью  методик «Школа семейной адаптации и сплоченности», «Взаимодействие родителя с ребенком», «Анализ семейных взаимоотношений» было выявлено:

 - Большинство родителей используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, придерживаясь авторитарного стиля воспитания. Родители многое запрещают, контролируют подростков, вследствие чего дети конфликтуют, проявляя агрессию, упрямство. В связи с отсутствием эмоциональной близости, общаясь с родителями, дети не рассказывают им о своих переживаниях и планах. В общении подростки грубы, не сдержаны, вспыльчивы. Подростки сопротивляются требованиям, обижаются на опеку.

- В семье с попустительским стилем воспитания низкая степень сотрудничества с ребенком, требования непоследовательны, меры наказания мягкие. Родители ребенка не контролируют и не направляют. Дети в таких семьях не готовы к ответственности, склонны к конфликтам. Не готовы к ограничениям и не способны учитывать мнение других.

- Наилучшие результаты у семьи с демократическим стилем воспитания. Родители в таких семьях поощряют личную ответственность и самостоятельность ребенка. К мнению и требованиям подростка родители относятся чутко. Дети в таких семьях активны, доброжелательны, целеустремленны, ответственны и социально благополучны.

Стиль родительского отношения в современных российских семьях непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Как показали результаты проведенного нами исследования, стиль воспитания оказывают влияние на личностные качества подростков, а так же на стилистические особенности общения с родителями.

Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания, поэтому так необходимо продолжать профилактическую работу семейного неблагополучия.


Дата публикации: 06 мая, 2019 [11:48]
Дата изменения: 06 мая, 2019 [11:52]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.